Категория: «Проект года 2021»
Номинация: «Внутреннее освещение музейно-выставочных пространств 2021»
Название проекта
Освещение экспозиционно-выставочных пространств дома Дмитрия Сироткина Нижегородского государственного художественного музея, расположенного по адресу Нижний Новгород, Верхневолжская набережная д.3
Участники проекта
Заказчик:
Нижегородский государственный художественный музей
Исполнители:
Общество с ограниченной ответственностью «АТ-Лайт», ИП Кезина Наталья Владимировна
Авторы концепции и светотехнического проекта, настройка световых сцен, авторский надзор монтажа осветительной системы, монтаж, подключение, пусконаладочные работы, поставка осветительного оборудования:
ООО «АТ-Лайт» - Титенок Ю.А., Ляпунов Д.Г.,ИП Кезина Н.В.
Характеристика объекта/здания/площадки
Нижегородский государственный художественный музей — один из старейших региональных музеев России. Его собрание включает коллекции русского, западноевропейского и восточного искусства. Среди более чем 12000 музейных предметов - произведения, имеющие национальное и мировое значение.
В уникальном здании — доме купца Дмитрия Васильевича Сироткина располагается Отдел зарубежного искусства Нижегородского государственного художественного музея. Жилой усадебный дом является памятником архитектуры федерального значения.
На трех этажах здания расположилась богатая экспозиция, включающая в себя живопись, скульптуру, графику, декоративно-прикладное искусство.
Особенно необходимо выделить картину «Воззвание Минина» (1896) Маковского - гордость не только Нижегородского государственного художественного музея, но и всего региона в целом.
Она является самым большим по размеру (698×594 см) станковым произведением в отечественном искусстве, написанным на историко-патриотическую тему.
В 1972 году картина Маковского была перевезена в специально отстроенный для нее зал.
Описание проекта и его особенностей
Экспозиция музея расположилась в залах здания, являющегося объектом культурного наследия.
Необходимо было вписать освещение в существующую архитектуру залов, не затрагивая при этом потолки, стены, пол, используя только существующее питание.
Проблемы существующего освещения:
Отсутствие экпозиционного освещения в залах
Недостаточность общего освещения, отсутствие акцента на архитектурных особенностях помещений, представляющих художественную ценность
Освещение только с помощью исторических люстр является недостаточным и создает множественные блики на картинах
Большие высоты некоторых помещений
Невозможность крепления к потолку и стенам осветительного оборудования
Основным решением явилось применение минималистичных спец. изделий, устанавливаемых на существующие точки питания (от исторических люстр) -кольца с возможностью мобильной установки светильников под экспозицию, установленного на трос крепления люстры, с набором осветительного оборудования с возможностью регулировки угла излучения в диапазоне 16-70 град. и набором аксессуаров для реализации акцентного освещения экспонатов. Световое оборудование имеет функцию регулирования светового потока.
Нормативные документы на которые опирались при выборе решения и оборудования:
ГОСТ Р 58814-2020 «Музейное освещение. Термины и определения».
ГОСТ Р 58815-2020 «Светильники со светодиодами для музейного освещения. Общие технические условия».
ПНСТ 392-2020 «Музейное освещение. Освещение светодиодами. Нормы».
ПНСТ 393-2020 «Музейное освещение. Освещение светодиодами. Методы измерений нормируемых параметров»
Все оборудование имеет возможность регулирования светового потока на корпусе, так как необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого зала и экспоната.
Для освещения центрального полотна зала Маковского использовались линейные светильники немецкого производителя Led Linear GMBH типа wall washer, которые устанавливаются на потолок. Данное оборудование имеет улучшенные характеристики, что крайне важно для музейного освещения. Оптический отражатель направляет свет асимметрично и очень точно на стену и обеспечивает полностью однородное распределение яркости по всей поверхности стены. Распределение света – заливающее равномерное, однородное на всей поверхности.
Высококачественные качественные светодиоды CSP с 3-ступенчатым объединением MacAdams (SDCM3) с центрированием на целевой CCT с цветопередачей (CRI до 98) сроком службы (L80 / B10> 60000 ч). Полностью без пульсации.
Дополнительные световые акценты на картине и рабочее освещение в зале выполнены с помощью прожекторов монтируемых на шинопровод с регулировкой угла освещения и функцией диммирования, с высокой цветопередачей и потоком, что важно при высоте помещения свыше 7 м.
Еще одним сложным помещением явилась входная зона музея и дубовая лестница, на которой установлены два больших полотна размерами 315 *510 и 320 *400.
Необходимо было создать общее и экспозиционное освещение.
Высота лестницы достигает порядка 8 метров.
Решение – закарнизное освещение, выполненное с помощью немецкиx линейных светильников Led Linear, дающих подвестку потолка и отраженный общий свет, оконные проемы также высвечены 3 линейными светильниками Led Linear GMBH, создавая имитацию дневного света из окон.
Экспозиционное освещение являлось одним из самых сложных и было выполнено с помощью каре из шинопроводов, смонтированных с помощью утолщенных тросовых подвесов к крюку исторической люстры. На данное каре устанавливались прожекторы заливающего освещения для картин.
Результат проекта
Результатом проекта является универсальная современная система освещения, эстетично, минималистично вписанная в архитектуру помещений, позволяющая максимально эффективно использовать ее для освещения как для временной, так и для постоянной экспозиции
В проекте было применено различное оборудование, подбираемое по типу и характеристикам индивидуально к каждому залу производства Led Linear GMBH, Sky Light, Aledo
Применение спец.изделий дало возможность использовать систему освещения максимально эффективно даже при мобильных выставках. Все оборудование имеет регулировку светового потока, самые высокие технические характеристики, возможность изменения угла, а также наличие аксессуаров в виде съемных кадрирующих насадок, мягкорисующих линз, светоотекающих насадок.
Все оборудование и решение соответствует требуемым музейным нормам.
Проект был отмечен заказчиком и администрацией города, а также СМИ
6. Даты проектирования и реализации:
Август 2020 – Апрель 2021 гг.
Interlight Central Asia – ведущая площадка в центрально-азиатском регионе для демонстрации передовых решений и новейших технологий в области декоративного и технического освещения, электротехники, обслуживания зданий и систем безопасности
стратегический партнерInterlight Russia | Intelligent building Russia - Международная выставка освещения, систем безопасности, автоматизации зданий и электротехники
Премиум-партнерСветотехническая компания "МТ Электро" - один из лидеров в области разработки световых решений