Описание
Пространство ЦВЗ Манеж в Санкт-Петербурге позволило показать эволюцию балетного танца в России через историю страны, призму культурных, политических и научных революций.
Экспозиция разделена на сегменты, решенные в собственной стилистической манере для каждого периода развития танца. Световые решения следовали за сценографией, архитектурными формами и материалами каждого зала.
На площади 4000 квадратных метров было представлено около экспонатов из музеев и архивов. Масштаб требовал особой работы над логикой пространственного освещения и создания объединяющей световой канвы.
Входная группа встречала посетителей масштабной театрализованной проекцией. Пространство было затемнено для наилучшей видимости проекции, при этом созданы комфортные акценты на колофон и главные входы выставки.
В двусветном аванзале для демонстраций и мастер классов посетитель попадал «за кулисы». Для погружения в атмосферу театра, пространство между 11-метровыми черными шторами было тонировано глубоким синим светом, отсылающим к световой сценографии балета Лебединое озеро.
Экспозиционные залы были насыщены предметами и мультимедиа контентом. Важной задачей THE ViEW стало сбалансировать световые решениях и яркости, обеспечить экспонатам необходимую освещенность не более нормируемой, предотвратить блики в стеклах и зеркалах, скрыть источники света, позволяя зрителю познакомиться с важными экспонатами.
На первом этаже преобладали камерные акцентные решения для освещения стен с насыщенной развеской.
А с помощью комбинации рассеивающей и овалорисующей линз было реализовано равномерное освещение внутри витрин. Экспонаты были деликатно проявлены, а сами объемы витрин выглядели цельно в затемненном пространстве залов.
Две большие зеркальные ниши со скульптурами требовали нетривиального подхода: точное нацеливание акцентных прожекторов предотвратило видимость источников для зрителя и добавляло контровую составляющую света за счет переотражения от зеркал.
Светом были поддержаны статика и форма «Амура и Психеи» в Императорском балете и выраженная динамика копии мухинской «Рабочего и Колхозницы» в Советском балете.
THE ViEW выполнило освещение крупных и малых макетов сценографий для спектаклей. Команда внимательно отнеслась к сюжету каждой постановки, цветовому решению и конструкции декораций. Это определило выбор оптимального расположения источников, оптики, цветовой температуры и цвета.
Ключевым элементом экспозиции в зале Русский дух, посвященном антрепризе Дягилева стали зеркальные острова с историческими костюмами. Линейные светильники с комбинированной оптикой позволили эффектно представить исторические костюмы и соблюсти норматив освещенности для тканей с учетом малых размеров витрин.
Стены зала оформлены декорациями по мотивам работ Рериха для балета «Весна священная». Отражения декораций проявлялись в градиентно затонированных зеркалах островов, благодаря мягкому заливающему освещению стен. Для предотвращения бликов все светильники ЦВЗ Манеж были закрыты синефолью для ограничения видимости источников света.
Завершением исторической части экспозиции на первом этаже стала парадная лестница арьерзала. Синий световой акцент повторил световой прием в аванзале, что стало пространственным завершением композиции и прекрасным фоном для люстр Bezhko, форма которых была вдохновлена балетными пачками.
Залы второго этажа рассказывали о русской балетной школе и истории танцевального костюма. Стены с инфографикой были равномерно залиты светом. Акценты были созданы на подиумах с манекенами в балетных костюмов разных эпох.
По периметру зала расположены витрины с историческими костюмами. Задник витрин изготовлен из полупрозрачной сетки. Создать цельный световой фон и избежать видимости пространства за витринами удалось с помощью скользящего света овалорисующих линз. Костюмы освещены сочетанием овальных линз и миниатюрных акцентных светильников. Это позволило проработать светом витрины по всей высоте, а также сфокусировать внимание на важных костюмах.
Комната 18+ с особыми фотографиями балерин представляла собой маленькую комнату с хрустальной люстрой посередине. Куратор выставки Павел Каплевич создал бумажную композицию на люстре, для эффекта “старины”, а также контроля освещения на оригиналы. Акцентры, пропущенные сквозь хрустальные линзы дали загадочные радужные блики в пространстве, добавляя загадочности эротическому контенту.