Краткое описание проекта
В декабре 2023 года Екатеринбургский музей изобразительных искусств внедрил в постоянную экспозицию отечественного искусства XX века уникальный экспонат – майоликовое панно «Праздник», созданное в конце 1930-х годов выдающимся советским скульптором Исидором Фрих-Харом.
Это масштабное произведение с момента своего поступления в собрание музея в 1946 году хранилось в фондах и не выставлялось в связи с необходимостью проведения сложных реставрационных работ. Долгосрочная реставрация активизировалась после того, как музей получил возможность разместить свои фондовые коллекции в возведённом в 2021 году Реставрационно-хранительском корпусе. Впервые панно предстало перед публикой в октябре 2023 года в рамках выставки «Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век» в Центральном выставочном зале «Манеж» (Санкт-Петербург). Этот проект стал «полигоном» для разработки специальной выставочной конструкции, на которую монтируется состоящее из пятидесяти керамических фрагментов панно, а также для поиска осветительного решения этого сложного трёхмерного объекта с разной высотой рельефа (от контррельефа до горельефа) и глазурированной поверхностью.
После премьерного показа панно вернулось в Екатеринбург и 14 декабря 2023 года заняло своё место в постоянной экспозиции, что потребовало нетривиальных решений при разработке и внедрении светодизайнерской концепции.
Участники проекта:
Заказчик, разработчик светодизайнерской концепции и технического задания:
Муниципальное автономное учреждение культуры «Екатеринбургский музей изобразительных искусств»
Автор светодизайнерского проекта и технического решения, проектировщик и поставщик светового оборудования:
ИП Кезина Наталья Владимировна
Партнёры проекта:
Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург)
Проект реализован в рамках гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Характеристика объекта/здания/площадки
Панно «Праздник» Исидора Фрих-Хара демонстрируется в Главном здании ЕМИИ по адресу ул. Воеводина, дом 5, расположенном на берегу реки Исеть – в историческом центре города, самом «сердце» Екатеринбурга. Главное здание ЕМИИ является архитектурным памятником, который представляет собой комплекс исторических строений первой половины XVIII века Екатеринбургского железоделательного завода, объединённых в ходе реконструкции начала 1980-х годов под общей кровлей.
ЕМИИ – один из немногих региональных музеев, располагающих площадями для постоянного экспонирования отечественного искусства XX века. Панно «Праздник» экспонируется в одном из семи сообщающихся залов постоянной экспозиции отечественного искусства XX века. Экспозиция должна быть достаточно ёмкой, чтобы дать репрезентативный обзор этой коллекции. Так, для искусства 1930-х годов отведён небольшой зал, который помимо панно «Праздник» Фрих-Хара, вмещает восемь живописных полотен и три скульптуры.
Параметры экспозиционного
зала: 12х6 м, высота потолка 4,4 м. Источники естественного света
отсутствуют: окна, выходящие на улицу Воеводина, «зашиты» панелями с
целью увеличения экспозиционного периметра, окна, выходящие в
пространство крытого атриума здания, закрыты ролл-шторами.
Задача:
Ключевая задача светодизайнерского решения заключалась в том, чтобы подчеркнуть статус этого произведения и способствовать усилению его аттрактивности, чтобы экспонат сделал «шаг навстречу» публике, мотивировал зрителя после визуального изучения сосредоточиться на сопроводительных материалах (аннотации, буклет), освещающих историю создания и многолетней кропотливой реставрации произведения искусства.
Необходимо было вписать освещение в существующую архитектуру залов, используя только имеющееся питание. То есть стояла задача модернизации освещения зала под новую экспозицию. Сложностью явились и короткие сроки выполнения задачи и подбора оборудования. Нетривиальность задачи потребовала натурного моделирования решений, что сокращало сроки выполнения работ.
Описание выбранного решения и обоснование выбора
Основным решением стало применение минималистичных линейных специзделий, устанавливаемых на пол и на потолок (подвесным способом), дающих
оптимальный эффект равномерной заливки объекта светом. Напольное
специзделие представляло собой короб, внутри которого на разных уровнях и
с возможностью регулировки по высоте и углу наклона стояли линейные светильники, дающие оптический эффект равномерного освещения панно.
Цветовая температура 4000К использовалась для того, чтобы подчеркнуть белые и холодные оттенки майолики. Для компенсации теней от нижнего напольного светильники (возникающих из-за счет выступающих объемных частей панно) было принято решение расположить линейный светильник заливающего ассиметричного освещения на потолке – использовались линейные светильники немецкого производителя Led Linear GMBH. Цветовая температура 3000К верхнего светильника выбрана для того, чтобы подчеркнуть тёплые оттенки панно. Данное оборудование имеет улучшенные характеристики, что крайне важно для музейного
освещения. Оптический отражатель направляет свет асимметрично и очень
точно на стену и обеспечивает полностью однородное распределение яркости
по всей поверхности стены. Распределение света – заливающее
равномерное, однородное на всей поверхности.
Высококачественные
качественные светодиоды CSP с 3-ступенчатым объединением MacAdams
(SDCM3) с центрированием на целевой CCT с цветопередачей (CRI до 98)
сроком службы (L80 / B10> 60000 ч). Полностью без пульсации.
Оба изделия были выбраны минимальных габаритных размеров, чтобы не привлекать внимание
посетителей и выкрашены в цвет пола и потолка. Напольное специзделие
сделано с регулируемой высотой светотехнического оборудования, легко
переносимое, многофункциональное для возможности использования с панно,
даже при переносе на другие площадки.
Все
оборудование имеет возможность регулирования светового потока на
корпусе, так как необходимо учитывать индивидуальные особенности
экспоната. А также высокие индексы цветопередачи – более 95-98.
Нормативные документы на которые опирались при выборе решения и оборудования:
- ГОСТ Р 58814-2020 «Музейное освещение. Термины и определения».
- ГОСТ Р 58815-2020 «Светильники со светодиодами для музейного освещения. Общие технические условия».
- ПНСТ 392-2020 «Музейное освещение. Освещение светодиодами. Нормы».
- ПНСТ 393-2020 «Музейное освещение. Освещение светодиодами. Методы измерений нормируемых параметров»
Дополнительные световые акценты на картине и рабочее освещение в зале выполнены с помощью прожекторов, монтируемых на шинопровод с регулировкой угла освещения и функцией диммирования, с высокой цветопередачей и потоком.
Общественное признание
Шорт-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia (2023), категория - Реставрация года
Майоликовое панно Исидора Фрих-Хара «Праздник». 1937. Екатеринбург
Исполнитель: реставрационные мастерские Екатеринбургского музея изобразительных искусств; Андрей Брагин, заведующий реставрационными мастерскими; Ольга Туберозова, художник-реставратор музея
За умение работать масштабно и видеть в деталях целое.