«Панк-культура.
Король и Шут»
Статус: Реализован, 03.11.2023 – 31.08.2024
Тип проекта: Временная выставка
Адрес: Севкабель порт, Санкт-Петербург, Россия
Клиент: Planet 9, Кинопоиск, Яндекс
Световой дизайн: THE ViEW lighting design bureau, Людмила
Матерова и Валерия Горелова (концепция и решения); Валерия Горелова,
Маргарита Бубнова, Екатерина Канцерова, Ольга Пивоварова, Анастасия Рябых,
Даниил Моржухин, Анна Денисова, Людмила Матерова (настройка)
Архитектор: Planet 9 (Агния Стерлигова, Евгений Зимин, Елизавета
Черникова, Виктория Косарева, Анна Чулкова, Кузьма Григорьев)
Фото: Василий Буланов
Оборудование: Aledo-pro \ Arlight
О выставке
Масштабный проект, который оказался настолько популярным,
что выставку продлили еще на полгода. Петербургский проект – это долгожданное
продолжение московской выставки, дополненное историей петербургского панка, а
также личными вещами лидера группы Король и Шут Михаила Горшенева, переданными
на экспонирование его семьей.
Пространство условно разделено на две зоны – это зарубежный
панк-рок и залы, посвященные советскому и российскому панк-движению. Всего
экспозиция насчитывает 16 залов, из которых только 4 повторяют московскую
выставку.
Световые решения
Общие решения для экспозиции можно назвать сценографическими. В них много яркостных и температурных контрастов. Уместен цветной свет и использование открытых световых линий.
Проектирование шло на основе парка оборудования Планеты 9, что
подразумевает подбор оптики под задачу, архитектуру и типологию развески.
Ассортимент осветительного оборудования оказался насыщен
разнородными световыми характеристиками: тип прибора, углы светораспределения,
цветовая температура, цвет корпуса,
управление освещением. После всех светотехнических расчетов в модели оказалась
необходимой некоторая дозакупка комплектующих, линз и аксессуаров, которых не было в парке.
Панк-культура - это очень яркая и энергичная тематика,
которая требует тщательной работы с образом и сторителлингом в освещении,
визуальной композицией. В рамках концепции необходимо было также проработать
важную составляющую - цвет в образе выставки.
Некоторые залы имели намеренную состаренность в материалах
отделки, чтобы показать атмосферу и историю. Концепция предполагала деликатно
проявить материалы при сохранении визуального приоритета у экспонатов.
В залах с темными тонами и черным фоном стен узкие лучи
света прекрасно помогли в создании высококонтрастных драматичных сценических
эффектов. В светлых залах свет заливал пространство, объединяя и давал акценты
на предметы, зоны и экспонаты.
На протяжении всего маршрута учитывалась поддержка светом архитектурных решений
выставочного пространства.
Первый зал, в который попадает зритель - зал «НЕТ» имитирует
уличное пространство, поэтому для него был выбран холодный оттенок, а цветные свет реализует сценографического
решения. Прожекторы по бокам за сеткой имитировали дорожное уличное освещение.
Графика на сетчатых стенах подсвечивалась с подвесного трека на высоте 5 метров.
Зал «Магазин SEX» имеет проекции на некоторые предметы развески –
футболки. Поэтому акцентное освещение было нацелено так, чтобы не засветить их.
Цветной свет добавил интереса и живости пространству, яркий розовый поддержал
тематику зала.
В зале «Зарубежный панк-рок» скомбинированы светильники с
цветовой температурой 3000 и 4000. Теплый оттенок равномерно освещает текстову графику на оранжевых стенах, а холодный направлен на изображение Королевы, а также арт-объект – лежащую на полу
телефонную будку.
В зале «Туалет» царит полумрак, и лишь цветные акценты
притягивают взгляд зрителя.
Зал «Советский панк» насыщен экспонатами и текстами, которые
подсвечиваются по периметру, а витрина с зале равномерно залита светом за счет комбинации оптического профиля внутри витрины и трековыми акцентами.
Уголок с имитацией советской квартиры намеренно освещен довольно плоско с помощью лампы накаливания, имитируя базовые световые решения в квартирах практически ушедшей эпохи. Окно лайтбокс дает ощущение наступающих сумерек. И лишь небольшие акценты даны дополнительно на значимые предметы с микротрека.
В зале «DIY» мы видим также светящуюся теплым светом витрину.
Узкие акценты направлены по разным углом на манекены.
В зале «Искусство» стены с картинами и плакатами равномерно
залиты воллвошерами, а также добавлены акценты.
Для зала «TamTam» выбран холодный свет, направленный на причудливые узоры и тексты на стенах. Конструкция из пивных
ящиков по центру подсвечена с разных точек для проявления формы. В конструкцию встроено много мультимедиа-экранов, что создало некоторые сложности в подсветке - источники света располагались на треках на высоте пяти метров и направлены так, чтобы избежать бликов на экранах и стеклах.
Зал-коридор «Таймлайн» оснащен фокусируемыми
светильниками с овалорисующими линзами
для усиления ритма нанесенных на его плоскости косых линий светом, также этот ритм дополнен световыми трубками. Информация
подсвечена холодным оттенком, а фотографии теплым для упорядочивания большого количества информации. Каждый тип оборудования также разбит на отдельные группы
диммирования для гармонизации яркостей. В конце коридора расположено большое круглое зеркало, обрамленное гибким неоном для фото посетителей.
В зале «Школа» на верхнюю грань школьной доски установлена тепло-оранжевая
светодиодная лента 2700К, а портреты на стенах школьного класса подсвечены
холодным светом, в отличии от центральных экспонатов - двух школьных парт с личными письмами Горшенёва и Князева.
Зал «Горшок» сам по себе мрачный, и, для усиления драматичного
эффекта, в основном была использована узколучевая оптика.
Зал «Почему Киш – Панк» имеет двустороннюю сквозную витрину с кимоно Горшка,
закрытую стеклом, где размещены на микротреке крошечные светильники с
антибликовыми аксессуарами. Такое решение позволило комфортно смотреть на экспонат с двух сторон.
Зал разделен на белую и черную по оформлению зону.
В каждой использовано оборудование аналогичного окружению цвета. В белой зоне по
центру имеется ниша с красным фоном, по периметру которой внутри заложена
светодиодная лента красного цвета для усиления контраста формы и цвета.
В Зоне объединения располагается гигантское волшебное дерево,
которое решено было добавить цвета. Синие и зеленые небольшие прожекторы
располагаются на его ветвях, подсвечивая крону. Со сторон на ствол и ветки
также направлены несколько больших прожекторов, которые заливают частично и
потолок. Этот объект и его цветные тени на потолке видно из первых залов. Этот
прием усиливает интерес посетителя, приглашая скорее пройти в залы.
Теплым светом залит стол таверны с угощениями.
Также хочется отметить VR-зону от партнера выставки. Длинный
зал, вдоль стен которого стоят высокие канделябры с лампочками 2200 и эффектом
пламени. В конце зала стоит драматично освещенный орган, обрамленный красными шторами.
Выставка получилась очень насыщенная экспонатами, различными
световыми решениями с множеством групп управления. В настройке светового
оборудования принимало участие восемь специалистов.