"Московские
коллекционеры. Любители родной истории. Павел Карабанов и московские
коллекционеры 19 века"
Статус: Реализован, 15.03.2024 — 26.05.2024
Тип проекта: Временная выставка
Адрес: Музеи Московского Кремля, Москва, Россия
Клиент: Музеи Московского Кремля
Световой дизайн: THE ViEW lighting design bureau, Валерия
Горелова (концепция и решения); Валерия Горелова, Смирнова Ольга, Камила
Торопчина, Степан Краснов (настройка)
Архитектор: Дизайн отдел Музеев Московского Кремля, Елена
Тарасова
Фото: Василий Буланов
Оборудование: МДМ \ SYLVANIA \ Аrlight \ Aledo-pro
О выставке
Выставка посвящена известному российскому коллекционеру XIX
столетия Павлу Федоровичу Карабанову и его современникам – москвичам, любителям
истории и владельцам уникальных частных собраний. Коллекционер стал приобретать предметы
российской древности еще в 1790-е годы, задолго
до возникновения массового интереса к этому явлению. Павел Федорович
происходил из старинного русского дворянского рода, в котором бережно хранили
семейные реликвии. Свой домашний музей он формировал на протяжении более
пятидесяти лет.
Выставочный проект является данью памяти людям, сохранившим
для нас уникальные памятники культурного наследия России. Экспозиция объединяет
более четырехсот произведений из Музеев Московского Кремля и других собраний
страны.
Экспозиция занимает 2
зала: выставочный зал Патриаршего дворца и выставочный зал Успенской звонницы.
Работа с данной экспозицией включала в себя работу с
существующим оборудованием Музея Московского Кремля. Это небольшое количество трекового
акцентного света, фокусного с изменением угла с диммированием на корпусе.
Сочетались также светильники со сменной цветовой температуры и галогеновые лампы.
Внутри витрин была использована комбинация световых
профилей, рассеивателя и овалорисующей линзы. Очень важно правильно подобрать
оборудование и его расположение для высоких витрин с большим объемом, чтобы свет
нужным образом ложился на предметы внутри нее. К общему, заливающему объем витрины, свету были добавлены низковольтные и маломощные акценты, которые позволили создать более живую
сценографическую атмосферу, проявить тонкую работу мастеров.
Еще во время работы над проектом выставки кураторы приняли предложения светодизайнеров переместить этикетки внутри витрин, чтобы добиться хорошей освещенности
важной информации для посетителя, но при этом ни один источник не был виден
– ни профиля, ни акценты. Это позволило зрителю наслаждаться только экспозицией, чтением, изучением предметов и деталей. И, конечно, в сочетании
с общим цветовым решением выставки это выглядело эффектно.
Работая с интерьерным светом, и, в частности с источниками с
изменяемой световой температурой, интересным решением стало локальное
подчеркивание сложных оттенков в интерьере различной температурой. Так, местами
бордовый был подсвечен 2700К, а серо-зеленый в нужных по смыслу зонах 4000К. Это
позволило сделать интерьер более живым объемным, а также усилить ощущение богатства и роскоши.
Многие предметы освещены через рефлекс от полика постамента, чтобы
обеспечить необходимый свет на предметах сложной формы, которые невозможно
осветить сверху, так как иначе появляетмя большая темная тень на нижней
половине предмета. Работа с полупрозрачными предметами была также очень точной.
Свет строго вниз на них позволил проявить уникальные свойства материалов не проявленные на постоянной экспозиции.
Общая пониженная яркость в интерьере залов позволила создать нужный визуальный эффект для витрин, в которых довольно невысокий уровень освещения, необходимый для соблюдения норм. Но при этом они казались довольно яркими и притягательными, как настоящая сокровищница, полная действительно ценных и редких предметов.