"Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937"
Статус: Реализован, 6 марта – 14 июля 2024
Тип проекта: Временная выставка
Адрес: г. Москва,
Ходынская улица, 2 стр. 1, Центр Зотов
Клиент: Центр Зотов
Световой дизайн: THE ViEW lighting design bureau, Валерия
Горелова (концепция и решения); Валерия Горелова, Марина Сидельникова,
Дарья Комиссарова, Будченков Данила, Елизавета Веселкова, Анастасия Джумига,
Анастасия Ефремова, Ольга Смирнова, Камила Торопчина (настройка)
Архитектор: бюро
Treivas
Фото: Александр Гронский пресс-служба Центра
"Зотов"
Оборудование:
ERCO / Arlight / Aledo-pro / Sylvania
О выставке
Масштабная выставка-исследование рассказывает об истории
известного во всем мире архитектурного направления. В экспозицию вошло свыше
500 экспонатов, хранящихся в более чем 30 музеях, фондах и личных собраниях. В
фокусе выставки оказываются архитектурные проекты, созданные для четырех
крупнейших городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и
Новосибирска. На двух этажах центра также показаны живопись, графика,
скульптура, фотографии и кинохроника, которые позволяют объемнее раскрыть тему
экспозиции и создать настоящую антологию жизни 1920–1930-х годов.
Архитекторы-конструктивисты мечтали о новом мире, строили планы по воспитанию «нового человека», проектировали архитектуру, которая бы позволила жить лучше, стремились к изменению мира — мечты, которым не суждено было случится, оживают на выставке «Работать и жить».
Выставка занимает 2 этажа и поделена на 9 разделов, связанных с двумя этапами становления новой архитектуры.
Световые решения
Уникальную атмосферу для посетителя позволил воплотить яркий
принцип контраста.
Главной особенностью проекта, помимо архитектурных и
световых решений, стали цвет и цветовые сочетания. Свет для таких непростых
сочетаний был выбран со вниманием. Сложные оттенки - это нестандартное решение
для архитектуры конструктивизма и авангарда. Свет для таких непростых сочетаний
был выбран со вниманием.
В каждом зале установлена постоянная трековая система. Команда
работала с парком оборудования Зотов центра – для каждой группы объектов была
разработана типология подбора оборудования из имеющегося. Парк Центра составлен из профессионального
светового оборудования ERCO с различными углами, в том числе с изменяемым (zoom), светильниками общего и отраженного света Sylvania, микротреками и музейными низковольтными светильника Aledo, лентами и профилями Arlight, а также аксессуарами. Стационарное оборудование управлялось с пульта. Все переносные акцентные светильники настраивались вручную и диммировались на корпусе. Группы профилей со светодиодными лентами управлялись отдельно в скрытых от глаз посетителей местах.
Сложность юстировки заключалась в гармонизации сочетаний общего отраженного света 4000К, акцентного 3000К и линейного в витринах 3000К.
Выставка основана на интересных и сложных
цветовых сочетаниях, которые, в свою очередь, накладывают определенные
особенности на то, как будет выстроен свет. Так, например, при работе с белыми,
черными стендами, с ярко выраженными цветами, подобрать цветовую температуру
проще, потому что насыщенный и уверенный цвет не такой мутабельный, как
оттенки.
Команда столкнулась с противоречивыми моментами в работе.
Бриф архитектора - много света в пространстве. Но цвета самой выставки требуют
другого освещения, иначе появляется некорректный тон, также есть ограничения по
нормативам света на экспонате.
Для второго этажа выставки решением было приглушить общий
отраженный свет и сфокусировать акценты в пространстве работ, которые
демонстрируются. При этом было нужно, чтобы акцент не давал желтоватого налета
на чистой поверхности стенда или какой-либо конструкции для сохранения оригинального цвета.
На третьем этаже экспозиции было принято решение практически отказаться от отраженного света,
так как в пространстве с низким потолком такой свет увеличил бы освещенность
на экспонатах. Лишь в некоторых местах есть зоны с общим отраженным светом, так
как расположение треков в этой зоне не давало создать акцентное освещение так,
чтобы не создавать теней от посетителей на экспонаты.
Это был очень интересный опыт сочетания отраженного и акцентного
света в экспозиции с учетом всех критериев и нюансов.
Также немало важно было создать подходящий уровень
освещенности в витринах - необходимо
было сохранить визуальную цельность формы витрин-ниш в стендах. Часто в витринах совмещают акцентный и общий свет. Задача: подчеркнуть цельность и чистоту прямоугольных форм
таких витрин. В нишах с экспонатами мы отказались от акцентов, чтобы объемы
смотрелись графично в пространстве стены.
Важно отметить, что отраженный свет дает общий мягкий тон в пространстве, при этом нельзя недооценивать его влияние на освещенность экспонатов. Иногда отраженный от потолка и стен свет в интерьере может давать от 50 до 100 дополнительных люксов на экспонат. По этой причине уровень общего освещения был сведен к минимому.
Свет с трековых систем помимо основной своей функции –
проявить экспозицию - имел еще дополнительную обязательную цель проявить
навигацию, чтобы посетители выставки на интуитивном уровне понимали куда далее
следует пройти, где выход или важный акцент в зале.
Также хочется отметить важный момент, который сопровождает
практически все современные экспозиции – это
мультимедийным контент . Мы выстраивали свет таким образом, чтобы
не спорить с ним, не засветить проекции на стенах или экраны. Но также контролировали освещенность экспонатов и просили приглушать проекции и экраны.